бизнес портал Алти.ру

Взыскание кредитов


Взыскание кредитов

"Наш бизнес - это взыскание задолженностей по поручению компаний-кредиторов,- говорит директор ООО "Юридическое бюро 92 и партнеры" Игорь Алейник.- То есть в принципе мы работаем как коллекторское агентство". "Но задача классического коллекторского агентства - вернуть деньги до суда. А наша основная работа направлена как раз на доведение дела до суда и взыскание задолженности на основании судебного решения",- поясняет Алексей Зотов.
Бюро добрых услуг

- Курьезный случай из практики? - переспрашивает Алексей Зотов. И тут же кивает партнеру: - Расскажи лучше ты… - Я? - вяло реагирует Игорь Алейник.

После чего заявляет бодрым голосом: - А запросто. Например, из практики работы по заказу "Мобильных телесистем". Один товарищ задолжал сотовому оператору 500 тыс. руб… Мы сначала тоже удивились. Потом посмотрели на счета, а там через каждые две минуты звонки то в Нью-Йорк, то в Амстердам, то в Сидней - и так три месяца подряд.

Должник, надо сказать, абсолютно не скрывался. Наоборот, даже заезжал к нам - говорил, что готов заплатить, но только меньшую сумму. Но мы знали, да, собственно, это было видно и невооруженным глазом, что деньги у него есть, что он владеет несколькими роскошными автомобилями, что живет в очень недурном особняке, расположенном в престижном месте и т. д. Суд уже вынес решение, что он должен заплатить, но он уперся - и ни в какую: "Заплачу, но меньше". А почему меньше? С какой радости? В общем, вместе с судебным приставом мы устроили засаду возле его дома, невдалеке припарковали эвакуатор. Как только должник приехал, пристав официально предъявил ему определение суда. Тут же к его автомобилю подъехал эвакуатор, и должника поставили перед выбором: либо он сейчас же в полном объеме расплачивается, либо будет арестован и изъят его замечательный черный "мерседес". В итоге должник просто сходил домой и вынес деньги. Вся процедура заняла меньше пяти минут.

- Только вы, Бога ради, не подумайте,- с тревогой в голосе говорит Алексей,- что мы лихие, циничные люди, эдакие стереотипные вышибалы долгов. Иногда мы сами убеждаем компанию, которая уполномочила нас взыскать задолженность, пойти на уступки - предоставить рассрочку, заключить мировое соглашение и т. д.

- Да-да,- спешит подтвердить эту мысль Игорь.- Мы все же входим в положение человека. Если у него сейчас нет денег, и он просто физически не может заплатить, но при этом от оплаты не отказывается, зачем же на него давить? Нынешние законы таковы, что, по словам руководства "Юридического бюро 92 и партнеры", отравить жизнь должнику несложно.

Можно описать и продать с торгов его имущество - тот же автомобиль, дачу. Можно ограничить его право распоряжаться собственной квартирой, можно запретить ему выезжать за границу, что особенно неприятно, если он узнает об этом только в момент пересечения границы. Еще можно сделать так, чтобы о его задолженности узнали на работе, и чтобы процент в счет уплаты долга снимался с зарплаты. В общем, много чего можно.

- Естественно, все зависит от должника и суммы долга,- говорит Игорь Алейник.- Среди должников часто встречаются сомневающиеся: заплатить или не стоит, ведь я один из тысяч, и обо мне забудут. Но как только такой человек получает по почте претензию, сразу понимает, что о нем не забыли, и гасит долг. Ну а есть такие люди, которые просто убеждены, что с ними ничего невозможно сделать. Эти понимают всю глубину своего заблуждения, только когда у них опишут мебель, запретят им выезжать из страны и т. д.

- Как показывает практика,- говорит Алексей Зотов,- если сумма долга не превышает 30-50 тыс. руб. и ситуация явно в пользу кредитора, люди не спорят и идут платить. Они понимают, что суд, услуги адвоката и т. д. могут вылиться в ту же самую копеечку, да еще нет никаких гарантий выигрыша. А вот когда долг достигает тысяч 500-800, то, по мнению некоторых, есть смысл нанимать адвокатов и оспаривать.

Что же, судиться мы умеем.

Дуэтом

Как люди становятся уполномоченными по взысканию долгов? Игорь Алейник работал после армии на Петровке, 38. Поступил в Московскую государственную юридическую академию. На третьем курсе, а это был 1991 год, ему предложили подработать в частной юридической фирме.

- То, чем я тогда занимался, сейчас считается примитивом,- рассказывает Игорь.- Я помогал регистрировать акционерные общества. В то время когда законодательная база была мутной, когда регистрирующие органы сами не знали, что и как они должны делать, регистрация была сложной работой, и за нее брались даже известные юристы. Кстати, до распада СССР регистрацией занимались исполкомы.

А убедить чиновника исполкома действовать не с точки зрения личных амбиций, а с точки зрения плохо написанного закона было невероятно тяжело. Регистрация компании могла длиться месяцами.

Но так уж случилось, что Игорь удачно выполнил сразу несколько заказов на регистрацию. Клиенты это оценили. В профессиональном кругу это тоже оценили. Заказов стало поступать все больше и больше. И постепенно создались все условия для того, чтобы организовать и, соответственно, зарегистрировать собственную фирму - юридическую. И Игорь Алейник не упустил эту возможность. В 1992 году, учась на четвертом курсе академии, он открыл ТОО "Юридическое бюро".

А тем временем Алексей Зотов закончил экономический факультет МГУ, работал в Комитете по труду и социальным вопросам, был начальником планово-производственного отдела завода в системе Минлегпрома. Какое-то время возглавлял научно-исследовательскую лабораторию в ЦНИИ Машдеталь.

- Мы с Игорем познакомились на каком-то деле, уже не помню, на каком именно,- говорит Алексей Зотов.

- Я тоже не помню,- отзывается Игорь.

- Короче, Игорь ведал юридическими вопросами какого-то проекта,- продолжает Зотов, а Алейник одобрительно кивает,- я выступал в проекте в качестве экономиста. И было это в 1993 году.

Позднее будущие компаньоны еще не раз пересекались на различных проектах, познакомились поближе. И в конце концов пришли к мнению, что могли бы добиться большего, объединив усилия.

В итоге в 1996 году ТОО "Юридическое бюро" трансформировалось в ООО "Юридическое бюро 92 и партнеры", доли которого компаньоны поделили пополам.

- Мы и ссоримся,- продолжает Зотов, а Алейник снова кивает,- и характеры у нас не совпадают, и на многие проблемы смотрим по-разному. Но, как вам сказать, бюро- это именно наше дело, общее. Можно констатировать, что объединение наших усилий стало эффективным - принесло и продолжает приносить коммерческие результаты.

Поначалу партнеры не помышляли о таком бизнесе, как взыскание долгов. А жили главным образом тем, что оказывали услуги по юридическому сопровождению различных бизнес-проектов, ничем не выделяясь среди массы других частных юрфирм. Но в один прекрасный момент в 1997 году компания "Мобильные телесистемы", которую раньше Алейник и Зотов время от времени консультировали по вопросам недвижимости, неожиданно предложила им поработать с ее должниками.

- Сначала мы отнеслись к этому предложению с большим скепсисом,- рассказывает Игорь.- Нам показали ворох документов с ФИО, паспортными данными и адресами доставки счетов, то есть это были далеко не всегда домашние адреса, а места работы, съемные квартиры и т. д. Было непонятно, с кем предстоит судиться, и вообще, есть на свете люди с указанными ФИО или нет, а если есть, то в какой конкретно суд нужно направлять исковое заявление, по каким адресам высылать уведомления должникам и т. д.

- Ну и, конечно, нас отпугивали незначительные суммы,- добавляет Алексей.- В среднем задолженность составляла примерно $500.

Компаньоны раздумывали долго. Им нужно было понять, как образуются задолженности, как преподнести полученную информацию в суде, чтобы и суд понял, откуда берутся эти долги и т. д. Ведь бизнес был абсолютно новым. Никто подобным в Москве тогда еще не занимался, и никаких наработок просто не существовало. В то же время взяться за эту работу означало рисковать собственными деньгами - нужно было нанимать новых сотрудников.

- Тогда в бюро работали мы вдвоем,- говорит Игорь,- и… - И секретарь,- вставляет Алексей.

Фабрика долгов

- На самом деле нас тогда было пятеро,- уверяет Игорь,- и, как вы догадываетесь, мы решили рискнуть.

Сначала заключили договор с компанией-заказчиком, в котором заказчик поручил юридическому бюро представлять свои интересы в судах и службах судебных приставов. Там же был указан и гонорар бюро- 25% от взысканной суммы.

Затем бюро стало идентифицировать должников, узнавать их адреса и рассылать им претензии. Какая-то часть начала гасить долги, другая никак на претензии не отреагировала. Дела неплательщиков начали направляться в суды, а суды, в свою очередь, начали выносить решения в пользу истцов, то есть в пользу бюро. Опять же какая-то часть должников после решения суда пошла платить по счетам, другая часть снова никак не отреагировала. Чтобы взыскать деньги с самых инертных, Алейник, Зотов со товарищи начали налаживать контакты с судебными приставами и всячески помогать им в работе с должниками МТС.

- Раньше приставами работали бабушки,- говорит Игорь,- и вся их работа заключалась в рассылке писем. При нас как раз началась реорганизация службы приставов. В нее начали приходить новые люди- из милиции, из армии. И все бы хорошо, но они абсолютно не знали и не понимали ни своих полномочий, ни как ими пользоваться. Так что наше сотрудничество, а мы все-таки читали закон и примерно представляли полномочия приставов, пришлось как нельзя кстати.

В первое время "Юридическое бюро 92 и партнеры" обрабатывало всего по несколько десятков дел в месяц, и, например, в 1997 году взыскало всего около 1 млн руб.

Бюро скорее примеривалось к новому бизнесу и готовило базу для будущих свершений, создавая прецеденты в судах, чем зарабатывало на нем деньги. Бурная работа началась после дефолта 1998 года, когда количество должников МТС увеличилось на порядок.

- Счет пошел на сотни дел в месяц,- рассказывает Игорь.- И мы поняли, что с помощью традиционных методов, когда один сотрудник получает одно дело и "вручную" отрабатывает его от начала до конца, мы с такими количествами не справимся.

Нужно было внедрять какие-то технологии.

- Скромно замечу,- говорит Алексей,- что серьезную роль здесь сыграл мой производственный и научный опыт. Главным тормозом в нашей работе была подготовка блока документов. Нам приносят пачки дел. Их нужно обрабатывать. Что-то действительно необходимо делать вручную. Но подготовку исковых материалов, расчетов, различных пояснительных записок для компании-заказчика, расчетов госпошлины и другой документации, которая прилагается к искам, вручную при таких количествах делать невозможно. Поэтому мы разработали алгоритм и заказали специальное программное обеспечение, которое позволило бы все это поставить на поток. В итоге мы создали своего рода маленькую юридическую фабрику, которой очень гордимся и благодаря которой дожили до сегодняшнего дня.

- Мы выигрываем 95% всех дел по должникам МТС,- говорит Игорь.- 5% - это главным образом те случаи, когда дилеры или сама МТС допустили неточности при оформлении договоров с клиентами. Медицина, как говорится, здесь бессильна.

С 2000-го по 2004 год мы взыскали 300 млн руб. с 10 тыс. должников сотового оператора.

И сегодня по взысканиям у нас в компании работает 25 человек. За каждым сотрудником закреплен свой суд, свои судебные приставы.

В 2003 году "Юридическое бюро 92 и партнеры" пришло к выводу, что пора предлагать услуги по взысканию долгов другим организациям. Например, страховым компаниям, у которых к тому времени тоже стали накапливаться должники - виновники ДТП, люди, залившие своих застрахованных соседей, компании, виновные в порче застрахованных грузов, и т. д.

- Мы разослали предложения,- говорит Алексей Зотов,- получили отклики и поехали на переговоры. Но поначалу практически все переговоры сводились к тому, что страховщики просто пытались выведать, как нам удается собирать долги в массовом порядке. А заодно говорили нам, что 25% - это дорого. Но через какоето время, после того как мы повторили рассылку предложений, разговоры со страховщиками стали более предметными. Видимо, должников накопилось столько, что перестали справляться их собственные спецотделы. А кроме того, они подсчитали, во сколько им может обойтись расширение собственной службы, и изменили свое мнение насчет наших 25%. Кстати, мы забавно вышли на своего первого клиента-страховщика. Один из руководителей страховой компании задолжал МТС, и ему понравилось, как мы с него взыскали задолженность. Вот он и заключил с нами договор.

Сегодня бюро работает с пятью крупными страховыми компаниями. Причем заключает договор только в том случае, если компания поручает взыскание долгов на сумму не менее 2 млн руб. Работать по страховым случаям сложнее- здесь у должников гораздо больше возможностей что-либо оспорить, например найти ошибку в проведении экспертизы и т. д.

По страховкам бюро выигрывает 85% всех дел. При этом, по словам руководства "92 и партнеры", то, что сейчас происходит в страховой сфере, это "самое-самое начало большого пути": потенциал страховщиков огромен, и жалеть сил здесь нельзя.

Не менее, а, может, даже более значителен потенциал банков, предоставляющих потребительские кредиты. И сегодня бюро активно ведет переговоры с банкирами.

- Пока банки, как когда-то страховщики, сомневаются,- говорит Игорь Алейник.- Но не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что скоро и банки достигнут точки кипения и будут просто вынуждены обращаться к профессионалам. И впереди нас ждут не только банки. Наш бизнес там, где образуются массовые задолженности.

А сегодня конкуренция такова, что продавцам, чтобы заманить потребителей, все чаще приходится их кредитовать. Ну а где кредиты, там и должники.

- Сегодня мы отрабатываем по несколько сот дел в месяц и в год взыскиваем около миллиона долларов,- откровенничает Алексей Зотов.- Но в обозримой перспективе, по нашим расчетам, мы должны выйти на 10 тыс. дел в месяц и на Бог его знает сколько миллионов. Все условия для этого на рынке созданы.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru